Пересечь Байкал по льду на джипах с юга на север — от поселка Листвянка до города Северобайкальск. По пути посетить острова Малого Моря и горячие источники на севере озера.
7 дней до старта
Сезон комфортного передвижения по льду Байкала очень короткий, он длится всего пару недель в начале марта. В это время погода по-весеннему теплая, а лед самый крепкий. В период с 1 по 15 марта мы возим наших клиентов либо в Исландию, либо на Байкал. В этом году выпал Байкал.
Перед стартом мы несколько раз выезжали на Байкал, чтобы проверить состояние льда. Практика показывает, что даже если вы сегодня подготовили GPS трек безопасного маршрута, не факт, что завтра он останется таким же. Байкал — активная сейсмозона, более или менее статичный параметр в интервале 7–10 дней — толщина льда. Если лед толстый и его структура однородна, значит можно ехать. Под карту трещин и торосов, так или иначе, придется подстраиваться по ходу движения.
В подобные путешествия мы стараемся брать не больше 12–15 человек, включая гостей и команду сопровождения. Если участников больше, они делятся на подгруппы, управление коллективом затрудняется. На Байкале это обусловлено еще и недостатком инфраструктуры. В этой поездке было шесть организаторов и девять гостей, которых мы пригласили из разных городов России.
день 1
Мы встретили в аэропорту утренний рейс Аэрофлота и вручили участникам пробега ключи от автомобилей. Чтобы на следующий день было проще «втянуться» в процесс, провели первый тест-драйв на льду. Показали особенности управления, технику прохождения трещин, торосов, снежных наметов и выдергивания автомобиля из снега динамическим тросом.
Однажды в нашей практике было прохождение тороса с помощью «качели». Такой способ прохождения препятствия придумал наш старый приятель, он назвал его «Поклон Байкалу». Автомобиль из-за большой массы и специфической резины не смог перевалиться вниз, а сместился в сторону и упал на торос. От удара карданный вал переломился пополам.
Вечер команда провела в загородном коттедже. Мы еще раз обсудили маршрут, провели инструктаж и проверили снаряжение и автомобили.
07:00–07:30 Подъем
07:30–08:30 Приготовление завтрака
08:30–09:30 Завтрак, сбор вещей
09:30–20:00 Выезд на лед, прохождение маршрута
20:00–22:00 Прибытие на место ночевки, ужин
График необходим для дисциплины. Большие расстояния, условия ограниченного комфорта, жизнь в узком коллективе заставляют быстро уставать. Чтобы было легче, нужна общая цель. В нашем случае — доехать до конца маршрута. А жизнь по графику — одна из составляющих в достижении этой цели.
Монотонное движение по льду разбавляется созерцанием природы, общением, преодолением трещин и прыжками через торосы. Каждые 60 минут колонна останавливается, чтобы размяться, сделать фото и перекусить. Несмотря на то, что в день мы проводим 8–12 часов в машине, нет возможности заскучать.
Чтобы нивелировать смену часовых поясов, воды, воздуха и режима сна, важно сбалансировать питание. Подготавливая продукты в путешествие, мы рассчитываем среднесуточную калорийность для каждого дня. Если по плану 12 часов за рулем и перекидывание льда, значит съедаем 3500–4500 калорий. Если лежим у бассейна — ограничимся 2500. Это необходимо, чтобы команда была в форме.
Для хранения продуктов во время автомобильных путешествий, удобно использовать пластиковые ящики. Для быстрого поиска нужно пронумеровать каждый ящик и расфасовать продукты по категориям: заморозка, скоропортящееся, консервированные продукты, овощи, фрукты, крупы, макароны и т.д. Плюс, распределить, что из этого хранится в холоде, а что в тепле. Далее составить список всех продуктов с номером ящика, в котором они лежат, и автомобилем, где находится ящик. Автомобиль с продуктами, которые не терпят холода, оборудуется автономным отопителем.
Практика показывает, что люди относятся к поездкам по льду недостаточно осторожно, но это лишь до тех пор, пока случай не покажет, что это может стоить им жизни. Мы видели, как уходят машины под лед. Как замерзающая масса воды сжимает несколько тон металла, точно алюминиевую банку. Правила, которые нужно знать, выезжая на лед на автомобиле:
- Не пристегивать ремень безопасности
- Не надевать много одежды
- Положить под сиденье тяжелый предмет, которым можно разбить стекло
Если автомобиль провалился в трещину и начинает уходить под воду, первым делом нужно опустить стекла, если сделать этого не получается — разбить. Обычно до полного погружения проходит 2–3 минуты, но бывает быстрее. Выбраться из автомобиля и прыгнуть на лед. Если до безопасного участка льда отделяет вода, нужно выбраться на крышу автомобиля, снять с себя всю одежду и бросить ее на лед. Затем аккуратно опуститься в воду и доплыть до крепкого льда. Для того чтобы выбраться на лед, нужно держать при себе нож.
В первый день мы преодолели 270 километров от поселка Листвянка до Малого Моря. В районе девяти вечера разместились на базе отдыха, поужинали и легли спать.
день 3
Сегодня нам нужно было проехать около ста километров до географического центра Байкала. По пути посетить острова Огой и Ольхон. До наступления темноты мы планировали разбить лагерь на льду для ночевки.
Лагерь на льду мы организуем не только для остроты ощущений, но и по причине отсутствия гостиниц в этом районе. Устанавливаем шатры в точке, где зафиксирована самая большая глубина — 1642 метра. На команду из 15 человек требуется три больших шатра. Днем они выполняют функцию кухни и столовой, вечером трансформируются в спальню. На установку лагеря уходит около двух часов — часть команды собирает шатры, часть занимается приготовлением ужина. Для лагеря мы берем шатры с облегченным каркасом и складную кемпинговую мебель. Обогрев обеспечивает газовая пушка, еда готовиться на газовых горелках. Посуда вся легкая, металлическая. Для подзарядки техники и освещения используется мобильный электрогенератор.
Традиционно в этот день вся команда купается в майне.
день 4
В четыре утра команду разбудили порывы ветра. Шатер, отведенный под кухню, сорвало с креплений. Утро было солнечное, но из-за ветра холод пронизывал, а видимость была не больше 10 метров.
После завтрака мы собрали лагерь и двинулись в сторону мыса Рытого. Рядом с мысом нет поселений и дорог. Сейсмичность района 10 баллов, аномальное магнитное поле, постоянно фиксируются неопознанные летающие объекты. Вблизи береговой линии появляются светящиеся круги на воде и льду. Место настолько энергетически неприятное, что находиться там больше получаса не хочется. Даже байкальские шаманы его избегают.
К обеду колонна доехала до кордона Байкало-Ленского заповедника. Егеря показали нам как в этих местах ловится рыба. Специальным приспособлением под названием «морда», за 10 минут они выловили 40 кг налима. Улов отдали нам.
Весь день мы двигались по глубокому снегу, у одного из автомобилей перегрелась коробка передач. Нам пришлось сбавлять темп и периодически делать остановки. До места ночевки — мыса Котельниковского, доехали только к полуночи.
Котельниковские термальные источники — единственный известный выход горячих вод на западном берегу Байкала. Здесь построена современная гостиница и оборудованы бассейны с термальной водой под открытым небом. Из-за труднодоступности здесь практически не бывает людей. Когда-то на этом месте была фактория иркутского купца Котельникова, знаменитого золотодобытчика.
После размещения в номерах, команда поужинала в столовой и пошла греться в бассейны.
Тёплый источник на холодном озере. Сразу представляется нечто уникальное. Одно из таких мест на Байкале — Дзелинда. Местные жители часто бывают на источнике, туристы о нем знают смутно. Самые яркое впечатление от горячих источников Байкала у меня связанно именно с Дзелиндой. Представьте себе, на улице -15 °C, а у подножья горы бежит термальная вода, которая как горячий душ, не обжигает, а в самый раз. Ходить голыми ногами по живой земле, не то, что по мраморной брусчатке московских улиц. Все натуральное и первозданное. Мне довелось посещать Баден-Баден, Карловы Вары, Виши и озеро Хевиз, но источник в естественной дикой природе вызывает какие-то особенные чувства.
Алексей Климов, участник автопробега
дни 6-7
После завтрака, мы пересекли Байкал с запада на восток, чтобы посетить еще одни горячие источники — Хакусы. Здесь команда провела два дня. Кто-то рыбачил, кто-то купался в термах, кто-то просто сидел, пил смородиновый чай и смотрел на Байкал.
Традиционно в Хакусах мы готовим фирменный плов. Для начала делаем печь из сухого и ровного полена. Оно может быть сосновым, лиственничным или березовым. Распиливаем его на 8 равных частей, при этом не допиливаем до конца примерно 10 см. Такой метод называется «финская свеча». Далее полено разжигаем внутри и ставим с подветренной стороны.
Когда огонь разгорелся, на полено ставим казан на 7 мин, после чего заливаем масло. Для приятного аромата в разогретое масло кладем целую очищенную луковицу. Обжариваем ее до золотистого цвета, а затем вынимаем.
Нарезаем мясо средними кусками, так оно получается мягким и сочным. Закладываем в казан, обжариваем 7 минут. После добавляем лук, нарезанный полукольцами, морковь и специи. Следом кладем чеснок и засыпаем ровным слоем рис. Добавляем воду, приправляем солью и перцем.
Чтобы плов не подгорел, полено оборачиваем фольгой в два слоя. Доступ воздуха становится ограниченным, и казан нагревается менее интенсивно — получается эффект томления. Через 45 минут снимаем казан с печи — плов готов. Рекомендуемое количество продуктов для плова из расчета на 15 человек:
- Мякоть ягненка — 2 кг
- Лук репчатый — 1,5 кг
- Морковь — 1,5 кг
- Рис круглозерный - 1,5 кг
- Специи для плова — 30 г
- Чеснок — 6 головок
- Масло — 1 л
день 8
После Хакус мы вернулись в Северобайкальск, отправили автомобили в Иркутск по железной дороге, а сами улетели самолетом.
В 2012 и 2013 году мы принимали участие в организации Кругобайкальской джип-экспедиции «Байкал Трофи». Вы можете посмотреть об этом фильм, снятый командой телеканала «Драйв», прочитать отчет корреспондента журнала Men’s Health или поехать с нами в зимнее приключение «Ледниковый период Байкала» и увидеть все своими глазами.
Сегодня я покорил свою первую ледовую трещину. Это было незабываемо! Правда, от страха я настолько стиснул пальцы, что потом еле оторвал их от руля.
Дмитрий Сироткин, шеф-редактор цифровых проектов журнала Men's Health